Рубрика «Листая страницы истории». Выпуск № 51
Юность комсомольская моя
П. Пономаренко
В памяти 2 февраля 1920 года. В помещении школы идёт собрание молодежи всего села. Самый большой класс не вместил всех, много в коридоре. Вопрос об организации ячейки комсомола. Краткое слово и запись желающих. Никаких письменных заявлений и анкет. Просто «запишите меня в РКСМ».
Таким образом записалась около тридцати юношей и девушек, в том числе и автор этого воспоминания. Так произошло вступление на путь уже сознательный борьбы против сил и традиций старого, за новое, ещё неизведанное. Нужно сказать, что это решение было не случайным, по настроению, а осмысленный результат уже пережитого.
Характерный эпизод на этом собрании. С декабря 1919 г. (с момента освобождения от колчаковщины) в селе существовал просто «Союз молодёжи», в котором состояли сынки и дочки местных мелких буржуа и кулаков, полуинтеллигентная молодёжь, как мы её называли. Все они явились на собрание. Но когда объявили запись в Коммунистический союз молодёжи, многие из них сразу ушли. Правда, некоторые всё же записались в ячейку.
Много лет спустя просматривая подшивку 20-х годов нашей уездной газеты «Искры коммунизма», в номере от 2 февраля 1921 года с большим удовольствием прочитал заметку к «Годовщине Спасской организации РКСМ». Там были такие строки: «…полуинтеллигентная молодёжь, с лисьими хвостами, но с волчьими зубами, как мешающий балласт удалена из нашего Союза», зато «несознательная молодёжь, которая раньше боялась комсомола, в настоящее время группами вступает в его ряды». Эти строки я привожу, как пример одной из форм нашей работы - борьбы за трудовую крестьянскую молодёжь.
Общеобразовательный уровень организовался в лучшем случае начальной школы (3 класса), были с двумя и с одним классом, даже совсем неучившиеся в школе, а деятельность ячейки в целом и каждого комсомола была были очень разнообразны и весьма активными. Недаром активность комсомольцев 20-х годов служит эталоном активности для современных комсомольцев.
Комсомолии 20-х годов пришлось решать много разнообразных задач, о которых современное поколение не имеет представления. Общественных зданий, клубов тогда не было, и для работы приспосабливали различные помещения, вплоть до сараев. Сами оборудовали, отапливали, освещали и содержали в чистоте. Называли их народными домами (нардом). Формы и методы работы то же самое разнообразные. В борьбе за новое большую роль играли революционные песни. Они сплачивали, воодушевляли, звали на подвиг, открывали горизонты будущего.
Пели с одушевлением, самозабвенно такие песни, как «Интернационал», - «Молодая гвардия», «Смело, товарищи, в ногу», «Замучен тяжёлый неволей», «Вы жертвою пали», «Узник».
Упомяну одну из форм идеологической работы - антирелигиозную. Вот, комсомолец Костя Пастаногов на вечере самодеятельности декламирует басни Демьяна Бедного:
«Вот у церкви толпа, катавасия –
Дьякон Кир лупит папа Афанасия».
Это было не просто забавно или смешно, а подрывала основы религиозных предрассудков. Сейчас такое можно увидеть только в кино, а для нас это был противник, олицетворявший старый мир. Поэтому «Октябрины», «Красная свадьба», «Гражданские похороны» были остро направлены против церкви и попов.
Вот некоторые из записавшихся в тот памятный вечер 2 февраля 1920 года: А. Гаврилов, братья Иван и Дмитрий Красильниковы, Сибирцевы Андрей и Алексей, Пётр Ганин, А. Петров, А. Докучаев, И. Сапрыгин, сёстры Рекант Лиза и Мария, Таня Козырева, Клава Посохина.
По-разному сложилась жизнь первых комсомольцев, но мне неизвестен ни один случай чтобы кто-нибудь из них пошёл по неправильному пути. Советская власть открыла широкую дорогу всестороннему образованию. Поэтому из среды этого поколения вышли партийные, советские и хозяйственные руководители, специалисты, инженеры, агрономы, зоотехники, врачи, педагоги и офицеры Советской Армии, работавшие в различных местах нашей необъятной Родины.
Информация из газеты «Ленинец» № 127 от 29 октября 1968 г., стр. 2-3