Музей занимается хранением, экспонированием и изучением историко-культурного наследия Венгеровского района. Фонд музея насчитывает 8040 предметов основного фонда. Ежегодно музей посещают около 7 тыс. человек. В настоящее время в «Венгеровском краеведческом музее им. П.М. Пономаренко» проводятся экскурсии, встречи молодежи с ветеранами войны и труда. Музей организует  и проводит разноплановые мероприятия: акции, лекции, вечера к памятным датам истории, уроки мужества,  квест-игры, выставки декоративно-прикладного искусства, фотовыставки.

Рубрика «Листая страницы истории». Выпуск № 34

Отчий край

Колчаковщина

П. Пономаренко

(Продолжение. Нач. №№ 78, 79, 85, 90, 94)

О грозных и героических событиях частично напоминают нам памятники в селах и деревнях района с именами павших борцов. В районном центре Венгерово – памятник тому, чье имя носит село и район. В Новом Тартассе, в школьной ограде, установлен памятник братьям Гавриловым, в Ключевой – В.П. Мишенину и М.И. Макарову, а в Орлово – Еремееву А.Н., Осипову А.И. и Сергееву К.К., в Шипицино М.И. Рухтину, Г.С. Чернову и А.Н. Кузнецову. В Тимофеевке в саду под высокими лиственницами воздвигнут памятник А.В. Горовацану. На площади с II-Сибирцево стоит обелиск с именем Емельяна Ивановича Ткаченко, а на окраине д. Арынцасс – огороженная деревянная пирамидка с пятиконечной звездой и табличкой с семью именами: А.П. Волокитин, Е.П. Волокитин, М.С. Чардынцев, С. Чардынцев и П.И. Кучумов.

В бывшей деревне Рямовая находится братская иогила и памятник Г.П. Антонову, А.В. Соболевскому и П.И. Валдаловскому. На центральной усадьбе колхоза «Путь к коммунизму» - д. Минино воздвигнут памятник партизанам с мемориальной доской, увековечивающей тринадцать имен павших борцов в борьбе с колчаковщиной. Об этом позаботились друзья и соратники, бывшие партизаны, а ныне офицеры в отставке М.С. Васильев и М.И. Ступаков. Вот имена павших борцов д. Минино: Золотаренко И.И., Голубев А.Е., Леонтьев Д.В., Поповцев В.А., Кучумов В.С., Ваганов Ф.А., Поповцев З.А., Ваганов Д.Ф., Кашигин А.Г., Пирогов Л.Е., Белявский с., Рычков Г.Е. и Золотаренко Ф.И.

Кстати сказать, все памятники были воздвигнуты только в 1950 году, то есть по происшествии 30 лет после событий. Поэтому остались незаслуженно забытыми имена многих наших земляков, внесших вклад в общее дело разгрома врага в борьбе за Советскую власть.

Народ не оставался безучастным к действиям карателей, его ненависть выражалась в различных формах активного и пассивного сопротивления. Например, когда был расстрелян Иван Венгеров, его престарелый отец Трофим Иванович снял с трупа кожаную тужурку и собрал в нее мозги сына (пуля раздробила череп). Это наблюдали сотни жителей Спасского и безусловно не могли остаться равнодушными. Потом эта тужурка, как бы для просушки, была повешена на видном месте, как обвинительный акт насилию и разбою колчаковцев.

Крестьянин д. Орлово Никитин получил 25 ударов плетью, а поднявшись после порки, он так «поблагодарил за учение», что обозначенные «учителя» еще добавили ему 20 ударов.

Крестьянка отказывается принести воды под’ехавшим к ее двору солдатам, за это получает удар плетью. Встречный мужчина не отвечает на расспросы колчаковца, притворившись глухим. Так в большом и малом проявлялись презрение и ненависть местных жителей к колчаковцам.

Но главное значение всех этих настроений в том, что они отразились на колчаковской армии, что они отразились на колчаковской армии, еще более усилив массовое дезертирство солдат. Из г. Красноярска был отправлен пехотный полк, где было много наших земляков. В пути следования «полк растаял». Дезертиров ловили, расстреливали, но это не останавливало других. Массовое дезертирство мобилизованных земляков из белой армии было действенной формой борьбы с колчаковщиной, подрывавшей самую основу боеспособности армии. Эту форму борьбы поддерживал весь трудовой народ Сибири.

В романе «Мятеж» пролетарского писателя Д.А. Фурманова есть такие строки: «Если быть концу – значит надо его взять таким, как лучше нельзя. Погибая под кулаками и прикладами, помирай агитационно. Так умри, чтобы и от смерти твоей была польза. Умереть по-собачьи, с визгом, трепетом и мольбами - вредно». Эти строки выражают не только личное мнение автора, а норму поведения всех именно умер Михаил Венгеров.

Об”являя на июньском сходе граждан с. Спасского об установлении Советской власти в селе и волости, руководство подпольного комитета и сам М.Т. Венгеров, считали это явление пока временным. Поэтому в период восстания не была раскрыта часть подпольщиков, осталось руководящее ядро для дальнейшей работы. В частности, в Земской управе продолжала работать делопроизводитель А.В. Кондратьева, остался В.И. Каминский, продолжая работать кузнецом в своей кузнице. Руководство сумело устроить и колчаковскую милицию М.И. Попова, который информировал о действиях властей М. Т. Венгерова должен был, если не возглавить, то укрепить это руководящее ядро подпольного комитета. Оставшись на подпольной работе, он покидает свой отряд в д. Ключевой и уходит на Сибирцеву заимку. Там в результате предательства он попадает в руки карателей.

Привезли его в Спасское избитого и окровавленного, втолкнули в подвал дома Седых (теперь отделение Госбанка), где сидело уже много арестованных. Один из арестованных Н.И. Сысоев потом свидетельствовал, что на удар прикладом Венгеров ответил: «За что вы меня бьете, меня предали, а то разве я отдался бы вам так дешево!»

На другой день, 26 июня (ст. стиля), в доме купца Семенова, где отец М. Венгерова и он сам батрачили много лет, был вынесен приговор военно-полевого суда – расстрел! Весть о захвате Михаила Венгерова и о суде нам ним молнией облетела все Спасское и окрестные села и деревни. День был солнечный, народ стеной стоял по обе стороны улицы от самого дома Семенова до места расстрела, берега р. Тартасс. Комиссар Венгеров вышел из дома Семенова с гордо поднятой головой. Шагая по улице, он через головы конвоиров обращался к народу с пламенными призывами: «Да здравствует Ленин!», «Да здравствует Советская власть!» и, обращаясь к палачам, он восклицал: «Всех большевиков не перестреляете, нас много!», «Долой Колчака!» Так всю дорогу до места казни. Вместе с Михаилом Трофимовичем расстреливали Мясникова, В.П. Мишенина, «петроградского рабочего» и еще одного, фамилия которого не установлена. Всех поставили затылками к стрелявшим, но Венгеров повернулся, «и встретил смерть лицом к лицу, как в битве следует бойцу».

Перед взорами сотен людей лежал на песке молодой, красивый человек, ведь ему было только 30 лет. Смерть еще не наложила своего отпечатка, и на прекрасном лице не было даже малейшего признака страха. Таким он вошел в память всех, кто видел его в тот момент.

Смерть Венгерова всколыхнула и вызвала к действиям новые слои бойцов, особенно из молодежи. Она служила примером героизма, бесстрашия в борьбе, торжества идей коммунизма. И когда в феврале 1931 года 7-й районный с”езд Советов Спасского района поставил вопрос о переименовании райцентра и района, 102 делегата единодушно проголосовали за увековечение имени партизанского комиссара.

В некоторых публикациях о М.Т. Венгерове проскальзывает описание его внешности: могучий рост, жесткий взгляд и тому подобное. Нет, он был ниже среднего роста, широкое, немного овальное лицо, жгучечерные мягкие волосы, всегда бритый, с небольшими усами. Взгляд ласкающий, особенной в разговоре с детьми и подростками. Вообще все манеры обращения у него были мягкие, привлекающие людей, взрослых и малых. Голос задушевный в разговоре и в пении. Таким он в памяти односельчан. А любимой песней его была песня старых подпольщиков, его учителей:

По пыльной дороге кибитка несется,

А в ней по бокам два жандарма сидят.

Сбейте оковы, дайте мне волю,

Я научу вас свободу любить.

Юный изгнанник в телеге той едет,

Скованы руки, как плети висят,

Сбейте оковы, дайте мне волю,

Я научу вас свободу любить.

Дома оставил он мать беззащитную,

Будет она по нему горевать.

Сбейте оковы, дайте мне волю,

Я научу вас свободу любить.

Дома оставил он милую сердцу,

Будет она и любить, и страдать.

Сбейте оковы, дайте мне волю,

Я научу вас свободу любить.

Все события тех времен показывают, что на территории нашего района, да и на всех необъятных просторах Сибири, велась большая политическая и организаторская работа Коммунистической партии, направляемая твердой волей и осуществляемая беззаветно преданными народу борцами.

Партизанское движение в Сибири имело не только политическое, но большое военное стратегическое значение. Сочетание действий Красной армии на фронте с действиями партизанских отрядов в тылу врага, было эффективным и давало наибольшие результаты. Поэтому не ждать стихийного революционного взрыва в тылу врага, а подготовить его, организовать и возглавить, - в этом проявление одного из важнейших положений революционной стратегии партии, ее Центрального Комитета во главе с В.И. Лениным. И вот в каких формах это проявлялось в нашей местности.

В июле 1919 вспыхивает массовое восстание, охватывающее обширную территорию. На подавление Колчак вынужден был снимать с фронта боеспособные части, причем в самый разгар наступления Красной армии. Партизаны, слабо вооруженные, при столкновении с регулярными воинскими частями, отступили в Урман, лесисто-болотистую труднопроходимую местность. При этом из многочисленных они превращаются в мелкие, весьма подвижные со своим легким вооружением, очень маневренные группы.

Противник со своей громоздкой организацией и тяжелым вооружением, пулеметами и даже артиллерией, вынужден был гоняться по существу за «ветром в поле», неся чувствительные потери от неожиданных налетов партизан.

Так, недостатки в организации и вооружении партизан превращались из слабости в их решительное преимущество над противником. Кстати, таким образом партизаны добывали себе боеприпасы и оружие.

А каратели, озлобленные неудачами, переносили свои действия на мирных жителей, учиняя кровавые расправы. Этим еще больше восстанавливали массы народа против колчаковской власти, даже отталкивая те слои местного населения, которые раньше поддерживали Колчака. Это грозило новым еще большим стихийным взрывом и, наконец, дошло до сознания самих верхов власти. Для того, чтобы хотя немного успокоить народ, колчаковским правительством были назначены следственные комиссии и прекращены массовые расстрелы. В подтверждение можно привести два факта. Первый: не был приведен в исполнение приговор о расстреле трех участников спасского отряда: М.Н. Сапрыгина, В.С. Падальцева и В.И. Моисеева, второй – в конце октября был арестован оставшийся для подпольной работы М.Г. Веркутис. Доведенный до исступления побоями и издевательствами в допросах, он заявил контрразведчикам, чтобы его немедленно расстреляли. Ему ответили, что сделать этого не могут, а должны его направить в Сибирскую следственную комиссию.

Еще не раз испытали сибиряки ядовитые укусы врага, но уже при его последнем издыхании. Отступая под неудержимым натиском Красной армии, колчаковцы отбирали у крестьян и угоняли коней, жгли в поле и на усадьбах необмолоченный хлеб, учиняли кровавые расправы с населением. Но это был короткий период. Уже в конце ноября 1919 года вся территория района была освобождена от колчаковщины.

Приведем некоторые высказывания В.И. Ленина о колчаковщине. 3 сентября 1919 года на беспартийной рабоче-крестьянской конференции он говорил: «Действительно, тяжелой ценой десятков тысяч расстрелянных и засеченных сибирские рабочие и крестьяне поплатились за свою доверчивость. Мы перенесли тяжкий опыт кровопускания сибирских рабочих и крестьян, но мы знаем, что этот опыт будет уроком для них». А в речи перед слушателями Свердловского университета 24 октября того же года прозвучали такие слова: «Все, что могло бы парализовать революцию, все пришло на помощь Колчаку. И все это рухнуло, потому что крестьяне, сибирские крестьяне, которые менее всего поддаются влиянию коммунизма, потому что менее всего его наблюдают, получили такой урок от Колчака, такое практическое сравнение (а крестьяне любят сравнения практические!», что мы можем сказать: Колчак дал нам миллионы сторонников Советской власти в самых отдаленных от промышленных центров районах, где нам трудно было бы их завоевать. Вот чем кончилась власть Колчака». И, наконец, выдержка из выступления Владимира Ильича 7 ноября «Два года Советской власти»: «Эпопея Колчака была кровавым опытом, но виноваты в этом были не мы». 

(Окончание следует).

 

Информация из газеты «Ленинец» № 99 от 18 августа 1967 г., стр. 2

© Венгеровский музей 2025